О конгрессе Программа Участники Партнеры Новости Футбол Карта участников Партнерам Программный комитет Условия участия Активности Выставка Схема проезда

При поддержке:

Секция №2 "Коллективный заказ - основа цифровой экономики"

564 просмотра

Фотоматериалы с Конгресса доступны для скачивания здесь.

Желающие ознакомиться с презентациями спикеров - пишите на team@4cio.ru

Вторую секцию открыл ее модератор Алексей Кравченко (Клуб 4CIO, Директор Управляющего офиса), представив приглашенных экспертов:

Роман Шульгинов (Ростелеком, Вице-президент по сервисной платформе);
Игорь Турканов (ПАО "Россети", Директор Департамента развития корпоративных и технологических АСУ);
Андрей Колесников (Ассоциация Интернета Вещей, Директор);
Евгений Борисов (ФРИИ, Директор);
Дмитрий Алтухов (ИНТЕР РАО, CIO, Председатель Совета Клуба);
Константин Кравченко (Газпромнефть, Начальник департамента ИТАТ);
Роман Шайхутдинов (Правительство Республики Татарстан, Заместитель Премьер-министра - министр информатизации и связи);
Илья Зырянов (Иннопрактика, Директор Центра компетенций и бизнес-решений);
Игорь Глухов (Т-Платформы, Коммерческий директор).

Для начала Алексей описал для аудитории само понятие коллективного заказа - на сегодняшний день среда, которую создает государство, ориентирована на поддержку разработчиков ИТ-решений. Учитывая существующее количество отечественных решений и их сомнительную применимость в реальных рыночных условиях, для заказчиков объявленный правительством курс представляется по меньшей мере странным.

Объединение заказчиков - тот самый коллективный заказ - это консолидация мнения сообщества потребителей, нацеленная на обеспечение вендоров четкими критериями для создания тех продуктов, которые будут действительны нужны и востребованы на современном рынке.

Дмитрий Алтухов, взявший слово первым, разъяснил, что текущая ситуация в сфере разработки отечественных ИТ-решений является очередным туром ненужной, «искусственной» занятости. Постоянно разрабатывается масса продуктов, не имеющих реальной модели применения в реально существующем бизнесе - тогда как этот же бизнес вынужден так или иначе продолжать использовать западные решения, или вообще разрабатывать собственные, уходя от парадигмы стандартизации и унификации на рынке. 

Сам по себе рынок ИТ в России не очень большой, притом его игроки, пытающиеся выйти на международную арену, оказываются на рынке с зарубежными тяжеловесами, против которых не имеют практически никаких шансов. По словам Дмитрия, на сегодняшний день нам не нужно «двадцать Линуксов» - нам нужно несколько национальных «чемпионов», способных составить конкуренцию западным продуктам.

Важную роль в изменении ситуации играют гарантии со стороны объединенных потребителей - когда заказ на продукт, соответствующий заявленным критериям, подтвержден и гарантирован, у производителя появляется воздух для дыхания и место для маневра. В условиях гарантированного заказа можно работать намного эффективнее и продуктивнее.

Роман Шайхутдинов заметил, что лидер среди производителей появится только там, где для этого есть предпосылки. Государственные органы и комитеты, по его мнению, должно сформировать среду для этого заказа, заняв проактивную роль. На Западе эту культуру главным образом формировал капитал - мы же можем пойти немного другим путем, такие прецеденты были в Израиле, в Скандинавии и ряде других регионов мира. Государственная информатизация - уже изученная в Татарстане область разработки ИТ-продуктов, и целая линейка продуктов уже работает в госорганах, причем по большей части они вполне применимы не только в других регионах РФ, но и в других странах.

По мнению Игоря Турканова, платформа, которая требуется теперешнему рынку, сильно отличается от представлений большинства экспертов сообщества - просто в силу изменившегося мира вокруг. Дело в том, что в наши дни подрастающее поколение уже не способно воспринимать информационные технологии так, как воспринимаем их мы. Сейчас в тренде закрытые «оси», не предоставляющие лишних сервисов - сугубо функциональные платформы, имеющие не слишком много общего с классическими ОС.

Одним словом, мир подходит к «пятому поколению», и нашей стране было бы неплохо шагнуть туда же, одним скачком оказавшись на одной ступени с конкурирующими культурами. Сейчас в России крайне мало решений, способных надежно и оперативно обработать серьезные объемы информации - и являвшихся бы при этом полноценной платформой, на которой можно было бы выстраивать необходимые функциональные продукты.

Евгений Борисов поделился историей из собственного опыта: когда крупному заказчику потребовалось решение задач, которые он не смог решить самостоятельно, ФРИИ не смог ему помочь - тогда появилось понимание, что информационные технологии в стране нуждаются в мерах для ускорения прогресса. Фонд решил содействовать в принятии этих мер и присоединился к движению, консолидирующему голос потребителей ИТ. Со своей стороны ФРИИ готов поддержать стартапы, которые произведут необходимую платформу (или ее компоненты) и привести их к заказчику.
На сегодняшний день Фонд провел ряд интервью с руководителями ИТ, дабы сформировать видение коллективного заказа - что именно нужно рынку? Куда развивать отечественную отрасль? В каком направлении ей придать основной импульс? На основании этих интервью была сформирована картина - и ее обсуждение прошло на стратегической сессии в ходе XI Конгресса «Подмосковные Вечера».

Константин Кравченко заметил со стороны заказчика, что решение само по себе нужно «самое позднее - вчера». Бизнес не может ждать, а попытки вендоров лоббировать собственные решения выглядят абсолютно пустыми усилиями - любые лобби вдребезги разбиваются о простейшее тестирование на стенде. Константин напомнил собравшимся, что жить без новой, пригодной к эксплуатации технологической платформы осталось максимум четыре года. По прошествии этого времени те, кто успел внедрить у себя продукты на новой платформе, удержатся на своих позициях. Остальных просто сметет. 

Оратор привел в пример пилотный проект решения, запущенный совместно с Yandex Data Factory - по факту искусственный интеллект, опираясь на данные с массы датчиков, выдает рекомендованные решения для эксплуатации оборудования. Но он не объясняет, чем обусловлены эти решения, а в условиях подобного информационного вакуума бизнес просто не может продолжить существование - именно поэтому Газпромнефть начала разработку собственной платформы. Был упомянут и позитивный «кофейный» пример, как иллюстрация влияния ИТ на динамику развития бизнеса - благодаря кофейным автоматам на заправках, включенным в общую сеть, был реализован четкий контроль за качеством и количеством проданного кофе. Благодаря этой мере компания росла даже на падающем рынке.

Роман Шульгинов, в свою очередь, заметил, что на сегодняшний день в «Ростелекоме» активно проводится процесс апгрейда и обновления использующихся продуктов - для производителей этот факт может стать прекрасным поводом для организации пилотных проектов и тестирования своих продуктов. И «Ростелеком» открыт для предложений подобного типа.

С точки зрения производителя ИТ-решений выступил Игорь Глухов, напомнив аудитории, что подавляющее большинство отечественных разработчиков не могут позволить себе вкладывать большую часть своих средств в исследования - в отличие от западных гигантов, вливающих многомиллионные инвестиции в собственные департаменты R&D. Игорь горячо поддержал идею коллективного заказа и поделился собственными ощущениями от инновационной работы в отрасли. Дело в том, что многие заказчики, видя по-настоящему серьезные отечественные решения, оказываются не готовы к масштабному внедрению - это хорошо видно на примере российских процессоров, производимых компанией «Т-платформы». Алексей Кравченко резонно заметил, что в одном только президиуме собрались те самые люди, которые готовы и стремятся внедрять, тестировать и обкатывать серьезные решения от российских производителей.

Андрей Колесников высказал собственное мнение - для организации пилотов, внедрений и продаж нужно просто уметь договариваться с заказчиком и предлагать ему больше вариантов. Говоря шире, с диалогом поставщика и потребителя в стране есть проблемы на всех уровнях - вплоть до непонимания населением ценообразования на природные энергетические ресурсы. Вопросов вообще много - вплоть до неясности в принципиальной разнице между ИТ-процессами в биллинге ЖКХ и ИТ-процессами в биллинге мобильных сетей. Андрей также продемонстрировал небольшую презентацию (скачать ее можно здесь), иллюстрируя требуемые изменения в стандартизации ИТ-процессов на примере ЖКХ - одной из самых сложных областей для организации ИТ-инфраструктур в стране. 

На этой волне в президиуме завязалась дискуссия о возможности интеграции серьезных инновационных решений в ключевые для страны инфраструктуры - с точки зрения практической сложности, смысловой целесообразности и взаимоотношений с надзорными органами. Также эксперты резюмировали обсуждений продвижения коллективного заказа - с дискуссией и мнениями членов президиума можно ознакомиться на видео. 

VIP партнер


Технологический партнер


Партнер печати



Сервис-партнеры


Генеральный информационный партнер


Инфопартнеры